Египет ранее заявлял, что он бессилен остановить туннельную торговлю, и некоторые египтяне, несомненно, получают прибыль от этой торговли. Однако в последние годы продолжающееся восстание в прилегающих районах Египта подтолкнуло египетские военные к подавлению сети туннелей, и Израиль, вероятно, потребует прекращения этой контрабанды в рамках любых более широких переговоров.
Хотя Египет не симпатизирует ХАМАСу, группировка боевиков имеет опыт достижения взаимопонимания с египетскими военными. Таким образом, в то время как министр обороны Израиля пообещал стереть ХАМАС «с лица Земли», оставив мало места для компромисса, правительство Сиси оставило себя открытым для поиска необходимого взаимопонимания.
Трудно предсказать, кто будет иметь политическую власть в секторе Газа в ближайшие месяцы, но кто бы это ни был, он будет стремиться к переговорам с египтянами. По крайней мере, они захотят, чтобы международная помощь поступала в Газу. Некоторые остатки Хамаса могут также попытаться сохранить хотя бы некоторые возможности по контрабанде оружия и других предметов военного назначения. Они также, вероятно, будут стремиться к ограничению возможности высылать людей из полосы, в том числе высокопоставленных чиновников, спасающихся от военных действий Израиля. Возможно, самое главное, кто бы ни остался в Газе, он будет добиваться египетских гарантий для любого соглашения, которое в конечном итоге будет подписано, чтобы положить конец боевым действиям.
Израиль, конечно, будет оказывать давление на Каир, чтобы тот прекратил любую контрабанду и арестовал всех чиновников ХАМАС, которые могут попытаться бежать в Египет. Египет определит условия этого соглашения.
У жителей Газы и Хамаса – или любого альтернативного правительства, которое возникнет – нет огромных сумм, которые они могли бы предложить Египту, но у них есть некоторые активы. Они могут использовать свое влияние для повышения или ослабления безопасности Египта на Синайском полуострове, а также могут делиться доходами от контрабанды. Их союзники также могут вознаградить египтян, которые не обращают внимания на контрабанду. Самое главное, что если альтернативой Египту взаимопониманию с Хамасом или его преемниками является насилие и хаос в районе, прилегающем к Египту, то взаимопонимание выглядит гораздо более привлекательным.
У Египта очень многое поставлено на карту в ходе действий в Газе. Когда-то Египет был центром арабской политики и культуры, но теперь он оказался на обочине по мере того, как его проблемы росли, а внимание мира переключалось на Персидский залив. Для правительства Сиси, играющее центральную роль в таком громком панарабском вопросе, как война между Израилем и Хамасом, повышает престиж правительства, которое все больше испытывает трудности внутри страны.
Египет также не прочь извлечь экономическую выгоду из своего влияния в этом конфликте. Бывший президент Хосни Мубарак договорился о списании внешнего долга на сумму более 10 миллиардов долларов с Соединенными Штатами и их союзниками в обмен на помощь Египта в войне в Персидском заливе 1991 года. Рост заимствований Каира в последние годы привел к тому, что внешний долг Египта сегодня во много раз превышает сумму, а его экономика стонет под бременем выплат. Если бы Египет сыграл центральную роль в решении проблем Газы, это принесло бы большую пользу региону. Чтобы обеспечить поддержку Каира, правительствам как стран Персидского залива, так и западных стран почти наверняка потребуется добиться того, чтобы Египет увидел в этом финансовую выгоду.
Египет также сталкивается с законными проблемами безопасности в секторе Газа. Уже более десяти лет на севере Синая Египет борется с повстанцами, состоящими из джихадистов, бедуинов и преступных группировок. Операции по контрабанде в Газе помогли финансировать и вооружать повстанцев, и Египет хочет их остановить. Более того, Египет опасается, что поток беженцев из Газы дестабилизирует и без того неспокойную часть Синая, создавая требования к рабочим местам и ресурсам и еще больше радикализируя местное население.
Хотя правители Египта часто находили общий язык с Израилем по вопросам безопасности, они не намерены и дальше способствовать депопуляции палестинских территорий. Спустя три четверти века египетская общественность по-прежнему глубоко сочувствует палестинскому делу. Они будут рассматривать любое переселение палестинцев на египетскую землю как вероятное постоянное соглашение, опасаясь повторения прошлых потоков палестинских беженцев, которые закончились таким же образом, а также предательства прав палестинцев на свою землю.
Однако Соединенные Штаты возглавляют большую часть дипломатии в секторе Газа, и для Вашингтона правительство Сиси является трудным партнером. Правительство США недавно решило приостановить ранее выделенную военную помощь Египту в размере 85 миллионов долларов из-за проблем с правами человека, а некоторые члены Конгресса настаивали на еще большем сокращении помощи.
А ранее в этом месяце прокуратура обнародовала шокирующее обвинение, в котором утверждается, что египетская разведка завербовала сенатора США Боба Менендеса, председателя сенатского комитета по международным отношениям, чтобы использовать свое официальное положение в интересах египетского правительства в обмен на сотни тысяч долларов в обмен на сотни тысяч долларов США. взятки. Иными словами, отношения Вашингтона с Каиром в данный момент особенно натянуты.
Арабские правительства также жаловались, что Египет может оказаться трудным партнером. Египетское правительство имеет четкое представление как о своей значимости, так и о своих интересах. Сотрудничество Египта имеет свою цену.
Хотя мирная конференция Сиси по конфликту между Израилем и Хамасом в минувшие выходные не дала ничего существенного, Египет будет становиться все более важным игроком, если все стороны будут искать выход из этого кризиса в ближайшие недели и месяцы. В результате Соединенным Штатам лучше работать с Египтом, чем пытаться маргинализировать его.
В ближайшей перспективе сотрудничество Египта исключительно необходимо для решения гуманитарного кризиса в секторе Газа, в том числе путем обеспечения поставок топлива и медикаментов через Рафах. В долгосрочной перспективе Египет будет играть решающую роль в содействии любому политическому устройству, возникающему в секторе Газа, независимо от того, выживет ли ХАМАС в качестве правительства или же к власти придет какой-то временный режим. Как прифронтовое арабское государство, оно неизбежно сыграет определенную роль и в обеспечении соблюдения этого соглашения. Египет будет преследовать свои собственные интересы, учитывая важность обеспечения безопасности границы между Египтом и Синаем, но Каир также может играть важную руководящую роль, возглавляя арабские правительства в легитимизации любой сделки.
Когда будет достигнуто соглашение, Египет, несомненно, будет добиваться выгод. Соединенные Штаты могут помочь Египту финансово, в основном через свое влияние на международные финансовые институты, которым Египет задолжал десятки миллиардов долларов. Соединенные Штаты также могут помочь Египту в борьбе с нестабильностью на Синае. Хотя это поможет улучшить безопасность Египта, отчасти это борьба США, учитывая присутствие транснациональных джихадистов на Синае, которые также нацелены на Соединенные Штаты. Расширение разведывательной помощи — это то, с чего стоит начать.
Некоторые будут возражать против более тесного взаимодействия с египетским правительством, которое совершило и продолжает совершать серьезные нарушения прав человека. Однако вместо того, чтобы рассматривать это как сомнительные, но необходимые транзакционные отношения, которые заставляют обе стороны чувствовать себя эксплуатируемыми, обе страны должны рассматривать это как возможность изменить отношения донор-клиент, которые оказались столь разрушительными после 45 лет.
Ни Египет, ни США не могут решить кризис в секторе Газа в одиночку. В то же время ни один из них не может обойтись без другого. Отношения часто терпели крах, потому что не было ни одного важного проекта, который обе стороны чувствовали бы одинаково сильно. Газа может оказаться постоянным раздражителем для обеих сторон. В интересах обеих стран превратить это в войну.